Рабочая программа по физкультуре в старшей группе ДОУ на 2017-2018 учебный год

Цель: формировать у детей интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой.

Задачи:

  1. развитие физических качеств -скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация;
  2. накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  3. формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Инструктор по физической культуре: Непомнящая Н.В.

Содержание

Пояснительная записка

Данная рабочая программа инструктора по физической культуре Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения центра развития ребенка- детского сада № 41 г. Сочи составлена в соответствии нормативно — правовыми документами:

  • Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
  • Уставом муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения центра развития ребенка- детского сада №41 г. Сочи;
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2731-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 20.12.2010;
  • Письмом министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Приказом министерства образования Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
  • Основной общеобразовательной программой дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения центра развития ребенка- детского сада № 41 г.Сочи

Данная рабочая программа является нормативно — управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации физической культуры педагога.

Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей физического развития детей дошкольного возраста педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с федеральными государственными требованиями.

В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста.

Составляющими этих условия являются:

  • содержательные условия;
  • организационные условия;
  • технологические условия (принципы, методы, приемы);
  • материально-технические условия (развивающая среда);
  • социо-культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социо-культурных институтов);
  • контрольно-диагностические условия.

В данной рабочей программе представлено перспективное планирование, разработанное на основе значений о возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста.

Система оздоровительных мероприятий предусматривает:

  • охрану и укрепление здоровья детей,
  • полноценное физическое развитие ребенка,
  • различную двигательную деятельность,
  • привитие стойкого интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Структура физкультурных занятий общепринята: занятие состоит из вводной, основной и заключительной частей.

Здоровьесберегающие технологии в образовательной области «Физическая культура»

  • Медико-профилактические технологии;
  • Физкультурно-оздоровительные технологии;
  • Валеологическое просвещения родителей.

К ним относятся:

  • Облегченная одежда детей;
  • Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях по физической культуре;
  • Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания при НОД;
  • Учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
  • Нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия и осанки;
  • Релаксация;
  • Соблюдение мер по предупреждению травматизма;
  • Климатические и погодные условия региона;
  • Игровые упражнения малой интенсивности;
  • Реализация системы познавательной деятельности с детьми по формированию культуры отношения к своему здоровью;
  • Организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • Контроль под руководством медицинского персонала МБДОУ;
  • Работа семейного клуба «Рюкзачок»;
  • Участие в районных, городских, всероссийских конкурсах, соревнованиях, акциях, туристских походах и туристских лагерях.

Материально – технические (пространственные) условия организации физической культуры детей дошкольного возраста

  • Информационные папки;
  • Физкультурный и тренажерный залы;
  • Спортивные площадки, оснащенные спортивным инвентарем, оборудованием,
  • участки детского сада, оснащенные спортивным оборудованием.

Технические средства обучения

  • Музыкальный центр;
  • CD и аудио материал
  • Интерактивная доска
  • Мультимедийное оборудование

Наглядно – образный материал

  • Иллюстрации и репродукции, презентации (спортсмены, виды спорта);
  • Наглядно — дидактический материал – презентации «Виды спорта», «Олимпийские виды спорта»,«Я спортсмен»; «Я – турист», «Олимпийские игры». «Сочи 2014», «Веселая разминка», «Мое тело»
  • Игровые атрибуты для подвижных игр;
  • Картотека подвижных игр
  • Картотека упражнений на дыхание
  • «Сказочные герои», присутствующие на соревнованиях, прогулках, Днях здоровья и пр. (педагоги, воспитанники и родители, одетые в соответствующие костюмы);

Организационные условия жизнедеятельности детей

Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

  • совместной деятельности взрослого и детей
  • самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей — осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

  • игровой,
  • двигательной,
  • познавательно-исследовательской,
  • коммуникативной,
  • продуктивной,
  • музыкально-художественной,
  • трудовой,
  • чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.2660 – 10 (3-4 часа в день для всех возрастных групп).

В общем объеме непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, учитываются следующие мероприятия:

  • утренняя гимнастика, оздоровительный бег;
  • подвижные, спортивные игры,
  • физические упражнения и другие виды двигательной активности;
  • занятия физической культурой (в помещении и на улице);
  • физкультминутки;
  • гимнастика после дневного сна;
  • физические упражнения с элементами ЛФК

Проведение других мероприятий осуществляется в пределах времени, необходимого для осуществления функций присмотра и ухода за детьми.

Цель физического развития: формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физическое и психическое раз­витие, эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Задачи физического развития

Оздоровительные: Образовательные: Воспитательные:
охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального

Функционирования всех органов и систем организма;

всестороннее физическое совершенствование функций организма;

повышение работоспособности и закаливание

формирование двигательных умений и навыков;

развитие физических качеств;

овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья

формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;

разностороннее, гармоничное развитие ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое)

Средства физического развития

Физические упражнения природные факторы Психогигиенические факторы

Методы физического развития

Наглядные: Словесные: Практические:
наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры); наглядно-слуховые приемы (музыкальное сопровождение, пояснение); тактильно-мышечные приемы(непосредственная помощь педагога) объяснения, пояснения, указания;

подача команд, распоряжений, сигналов;

вопросы к детям;

образный сюжетный рассказ, беседа;

словесная инструкция

повторение упражнений без изменения и с изменениями;

проведение упражнений в игровой форме;

проведение упражнений в соревновательной форме

участие в соревнованиях, Днях Здоровья, фестивалях, Олимпийских играх для детей дошкольного возраста

Содержание образовательной области «Физическая культура»

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, приобщению к здоровому образу жизни и  гармоничное  физическое развитие.

Задачи работы с детьми 3-4 лет

  1. Учить детей согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп.
  2. Учить детей реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним.
  3. Учить детей самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя выполнять физические упражнения.
  4. Принимать активное участие в подвижных играх.
  5. Направленно развивать скоростно-силовые качества детей.

Задачи работы с детьми 4-5 лет

  1. Учить детей воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнения.
  2. Добиваться  уверенного и активного выполнения основных элементов техники движений (общеразвивающие упражнения, основные движения, спортивные упражнения).
  3. Приучать детей оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.
  4. Соблюдать и контролировать правила в подвижных играх.
  5. Побуждать детей к самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений.
  6. Закреплять умения по ориентировке в пространстве.
  7. Целенаправленно развивать скоростно-силовые качества (преимущественно на основе силовых упражнений).

Задачи работы с детьми 5-6 лет

  1. Добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех видов движений.
  2. Учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей.
  3. Формировать  первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях.
  4. Воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения  со сверстниками и малышами.
  5. Побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности.
  6. Целенаправленно развивать быстроту и общую выносливость.

Задачи работы с детьми 6-7 лет

  1. Добиваться точного, энергичного и выразительного выполнения всех упражнений.
  2. Закреплять умения в анализе движений (самоконтроль, самооценка, контроль и оценка движений других детей, элементарное планирование).
  3. Закреплять умение в самостоятельной организации игр и упражнений со сверстниками и малышами.
  4. Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.
  5. Закреплять правила и двигательные умения в спортивных играх и упражнениях.
  6. Целенаправленно развивать ловкость движений.

Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей

2 младшая группа

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Планируемые промежуточные результаты (интегративные качества) освоения данной программы

Согласовывает свои действия с движениями других: начинает и заканчивает упражнения одновременно, соблюдает предложенный темп; самостоятельно выполняет простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями педагога.

По мере накопления двигательного опыта формируются следующие новые двигательные умения:

  • строиться в круг, колонну, парами, находить свое место;
  • начинать и заканчивать упражнения по сигналу;
  • сохранять правильное положение тела;
  • ходить, не опуская головы, не шаркая ногами, согласовывая движения рук и ног;
  • бегать, не опуская головы;
  • ловить мяч кистями рук, не прижимая его к груди, отбрасывать мяч;
  • подлезать под дугу 40 см, не касаясь руками пола;
  • уверенно лазать и перелезать по лесенке-стремянке (высота 1,5 м);
  • лазать по гимнастической стенке приставным шагом.

Средняя группа

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Планируемые промежуточные результаты (интегративные качества) освоения данной программы*:

  • принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой.
  • Отбивает мяч о землю (о пол) не менее 5 раз подряд,
  • Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м,
  • Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу,
  • Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны,
  • Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений

Старшая группа

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Планируемые промежуточные результаты (интегративные качества) освоения данной программы

ВЫПОЛНЯЕТ ХОДЬБУ И БЕГ ЛЕГКО, РИТМИЧНО, СОХРАНЯЯ ПРАВИЛЬНУЮ ОСАНКУ, НАПРАВЛЕНИЕ И ТЕМП.

УМЕЕТ ЛАЗАТЬ ПО ГИМНАСТИЧЕСКОЙ СТЕНКЕ (ВЫСОТА 2,5 М) С ИЗМЕНЕНИЕМ ТЕМПА,

МОЖЕТ ПРЫГАТЬ НА МЯГКОЕ ПОКРЫТИЕ (высота 20 см)

ПРЫГАТЬ В ОБОЗНАЧЕННОЕ МЕСТО С ВЫСОТЫ 30 СМ,

ПРЫГАТЬ В ДЛИНУ С МЕСТА (НЕ МЕНЕЕ  80 СМ), С РАЗБЕГА  (НЕ МЕНЕЕ 100 СМ), В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА (НЕ МЕНЕЕ 40 СМ), ПРЫГАТЬ ЧЕРЕЗ КОРОТКУЮ И ДЛИННУЮ СКАКАЛКУ,

УМЕЕТ МЕТАТЬ ПРЕДМЕТЫ ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ РУКОЙ НА РАССТОЯНИЕ  5-9 М,

В ВЕРТИКАЛЬНУЮ И ГОРИЗОНТАЛЬНУЮ ЦЕЛЬ С РАССТОЯНИЯ 3-4 М,

СОЧЕТАТЬ ЗАМАХ С БРОСКОМ, БРОСАТЬ МЯЧ ВВЕРХ, О ЗЕМЛЮ И ЛОВИТЬ ЕГО ОДНОЙ РУКОЙ,

ОТБИВАТЬ МЯЧ О ЗЕМЛЮ НА МЕСТЕ НЕ МЕНЕЕ 10 РАЗ, В ХОДЬБЕ 9 (РАССТОЯНИЕ 6 М),

ВЛАДЕЕТ ШКОЛОЙ МЯЧА.

ВЫПОЛНЯЕТ УПРАЖНЕНИЯ НА СТАТИЧЕСКОЕ И ДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ,

УМЕЕТ ПЕРЕСТРАИВАТЬСЯ В КОЛОННУ ПО ТРОЕ, ЧЕТВЕРО; РАВНЯТЬСЯ, РАЗМЫКАТЬСЯ В КОЛОННЕ, ШЕРЕНГЕ,

ВЫПОЛНЯТЬ ПОВОРОТЫ НАПРАВО, НАЛЕВО, КРУГОМ

Подготовительная к школе группа

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Планируемые промежуточные результаты (интегративные качества) освоения данной программы

Выполняет правильно все виды основных движений,

Может прыгать на мягкое покрытие с высоты 40 см, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см, в высоту с разбега не менее 50 см, прыгать через короткую и длинную скакалку различными способами.

Может перебрасывать набивные мячи (1 кг), бросать предметы в цель из разных и.п., попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель.

Умеет перестраиваться в колонны по 3 по 4, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета, соблюдать интервалы во время передвижения.

Выполняет физические упражнения из разных и.п.

Следит за правильной осанкой.

Участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, футбол)

Особенности воспитательно-образовательного процесса в дошкольных группах заключаются в следующем:

  • Дошкольные группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели, в условиях 10-часового пребывания детей;
  • в дошкольных группах осуществляется образовательный процесс с учетом региональных особенностей Краснодарского края, с учетом местоположения в п.Хоста города Сочи и климато-географических условий;
  • физическая нагрузка воспитанникам предъявляется на основании групп здоровья, физического развития

Паспорт здоровья ( Приложение №1)

В дошкольных группах организован режим дня, который учитывает особенности развития детей, посещающих данную общеобразовательную группу. Режим дня соответствует возрастным возможностям детей, способствует укреплению здоровья, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохра­няет от переутомления.

Кроме этого, на протяжении всего режима дня предусмотрено проведение образовательной деятельности.

Расписание НОД ( Приложение№2)

Алгоритм интеграции образовательных областей в процессе режима дня

Воспитательно-образовательная деятельность в дошкольных группах строится на основе Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, данной рабочей программы и перспективного комплексно-тематического планирования. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности.

В тематическое планирование рабочей программы включено направление развития дошкольников: физическое, которому соответствуют определённые образовательные области:

  • физическое направление – «Физическая культура», «Здоровье».

Образовательные области реализуются в различных игровых образовательных ситуациях, виды детской деятельности, в соответствии с принципом интеграции образовательных областей:

  • в совместной деятельности детей и педагогов в режимных моментах и непосредственно образовательной деятельности (НОД);
  • в самостоятельной деятельности детей.

В комплексно-тематическом планировании для реализации каждой темы сформулированы цели и задачи, а также изложены формы работы по образовательной области. Кроме этого, расписано взаимодействие с родителями и расширение предметно-развивающей среды.

В основе перспективного комплексно-тематического планирования лежит базовая программа примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А.Михайлова, парциальная программа « Старт» Л.В. Яковлева, Р.А.Юдина.

Задачи перспективного планирования соответствуют задачам воспитания и обучения, которые содержатся в базовой программе. Расширение базового образования по тем или иным образовательным областям осуществляется за счет использования технологий и методик, которые указаны в информационно-методическом обеспечении тематического планирования.

Приоритетным направлением работы дошкольных групп МДОУ центр развития ребенка- детский сад № 41 г.Сочи является:

  • изучение и максимальное использование благоприятных климатических, природных и культурных особенностей южного региона при проведении физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы, развитие физических качеств посредством дошкольной туристской подготовки, участие старших дошкольников в спортивной жизни города, в районных, городских, всероссийских соревнованиях, конкурсах, фестивалях, акциях.

Формы организации образовательной деятельности

Образовательная деятельность Виды детской деятельности Формы образовательной деятельности
«Физическая культура» Двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, музыкально-художественная. Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные перебежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультминутки, дни здоровья, туристские прогулки, экскурсии, летний спортивный лагерь, реализация проектов, групповая непосредственно образовательная деятельность в спортивном и тренажерном зале.
«Здоровье» Двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, чтение художественной литературы. Игровые упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, двигательная активность на прогулке, беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, реализация проектов.
«Безопасность» Познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная, двигательная. Игровые проблемные ситуации, беседы, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных произведений, туристические прогулки, экскурсии, викторины, реализация проектов.

Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям

Образовательная область Интеграция с содержанием других образовательных областей
«Здоровье» «Физическая культура» (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта, как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей);

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представления о здоровье и здоровом образе жизни человека);

«Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных норм и правил поведения в части здорового образа жизни);

«Безопасности» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья);

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни)

«Физическая культура» «Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укрепления физического и психического здоровья);

«Музыка» (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей);

«Познание» (в части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, как одного из средств овладения операциональным средством различных видов деятельности);

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение);

«Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирования первичных представлений о себе собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности);

«Труд» (накопление опыта двигательной активности)

«Безопасность» «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания);

«Труд» (формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности);

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы);

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоения общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания);

«Здоровье» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни)

 

 

Взаимодействие специалистов, осуществляющих взаимодействие в дошкольных группах

Специалист Возрастная группа Функции
Инструктор по физической культуре Все возрастные группы Реализует используемые программы с целью коррекции двигательных нарушений, ориентировке в пространстве, подбирает индивидуальные упражнения для НОД с детьми, имеющими замедленное развитие локомотивных функций, отставание в развитии двигательной сферы, снижении ловкости и скорости выполнения движений, заболевание, выполняет рекомендации специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, врача – ортопеда, врача – педиатра.
2 младшая группа Оказывает консультативную помощь совместно с медицинским персоналом, педагогом-психологом для воспитателей и родителей воспитанников ДОУ (ОО «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»)
Средняя группа

Проводит занятия по физической культуре, Дни Здоровья, тематические спортивные и оздоровительные мероприятия; оказывает консультативную помощь совместно с медицинским персоналом, педагогом-психологом для воспитателей и родителей воспитанников ДОУ (ОО «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»)

Старшая группа

Проводит занятия по физической культуре в соответствии с программными требованиями, включая региональный компонент, используя авторскую программу «Сочиведение для малышей»; проводит Дни Здоровья, спортивные, физкультурно-оздоровительные мероприятия; ведет работу по взаимодействию с семьей (клуб «Рюкзачок»), социумом; оказывает консультативную помощь совместно с медицинским персоналом, педагогом-психологом для воспитателей и родителей воспитанников ДОУ (ОО «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»)

Подготовительная к школе группа

Проводит занятия по физической культуре в соответствии с программными требованиями, включая региональный компонент, используя авторские программы «Дошкольная туристская подготовка», «Сочиведение для малышей»; проводит Дни Здоровья, спортивные, физкультурно-оздоровительные мероприятия; ведет работу по взаимодействию с семьей (клуб «Рюкзачок»), социумом; оказывает консультативную помощь совместно с медицинским персоналом, педагогом-психологом для воспитателей и родителей воспитанников ДОУ (ОО «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»)

 

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы по образовательным областям

Прикладываются «Результаты мониторинга образовательного процесса» Верещагиной Н.В. — Санкт-Петербург, «Детство — Пресс», 2011, для соответствующей группы:

— уровни развития интегративных качеств;

— уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательными областям.

Мониторинг развития детей проводится педагогами ДОУ два раза в год: сентябрь, май. Мониторинг динамики развития детей с низким уровнем на сентябрь проводится педагогами ДОУ дополнительно: январь.

Целью мониторинга является отслеживание динамики достижений детей на данном возрастном этапе. Результаты отображаются в индивидуальной карте развития.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка

Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения Программы

Характеристика качеств Содержание

(по образовательной программе)

Форма (метод/методика) Периодичность Ответственный
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками У ребенка сформированы основные физические качества (сила, ловкость, гибкость, выносливость) и потребность в двигательной активности.

Принимает участие в спортивной жизни города, Олимпийских играх

Диагностиче-ские материалы 2 раза в год Инструктор по ФК

Воспитатель

Старшая медсестра

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры. Наблюдение 2 раза в год Воспитатель
Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Беседа «Незаконченные предложения»,

правила юного туриста

2 раза в год Воспитатель

Инструктор по ФК

Любознательный, активный Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, участвует в конкурсах, соревнованиях, подвижных играх Наблюдение за проявлением любознательности, активности 2 раза в год Воспитатель

Инструктор по ФК

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать, участвует в краеведческих конкурсах, исследовательских мероприятиях «Непознанное –рядом» Беседа по выявлению интереса к экспериментированию 2 раза в год Воспитатель

Инструктор по ФК

Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности, самостоятельно выходить из затруднительных ситуаций. Участвует в соревнованиях по ПСР Наблюдение за проявлением самостоятельности 2 раза в год Воспитатель

Инструктор по ФК

В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Создание проблемной ситуации 2 раза в год Воспитатель

Инструктор по ФК

Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Наблюдение

Участие в конкурсах, соревнованиях

2 раза в год Воспитатель

Инструктор по ФК

Эмоционально отзывчивый Откликается на эмоции близких людей и друзей. Наблюдение 2 раза в год Воспитатель
Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Наблюдение 2 раза в год Воспитатель
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Наблюдение

Песенные фестивали

Экологические акции

2 раза в год Воспитатель

Инструктор по ФК

Музыкальный руководитель

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения. Наблюдение 2 раза в год Воспитатель
Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Наблюдение

Диагностическая методика

2 раза в год Воспитатель
Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Наблюдение 2 раза в год Воспитатель
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». -Наблюдение для выявления произвольности поведения.

-Экспериментальное задание.

2 раза в год Воспитатель
Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Беседа

соревнования

2 раза в год Воспитатель

Инструктор по ФК

Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.), правила поведения в природе Беседа

Туристские прогулки, экскурсии

2 раза в год Воспитатель

Инструктор по ФК

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. -Беседа для выявления интересов ребенка

-Экспериментальная ситуация для выявления предпочтения ребенка в выборе вида деятельности

-Беседа для выявления представлений о творчестве и отношений к творчеству

-Наблюдение для выявления способности решать разнообразные задачи деятельности

2 раза в год Воспитатель
В зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). 2 раза в год Воспитатель
Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. 2 раза в год Воспитатель
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу. Беседа 2 раза в год Воспитатель
Имеет представление о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях. Беседа

Семейные фестивали

2 раза в год Воспитатель

Инструктор по ФК

Имеет представление о государстве (В том числе его символах, о малой и большой Родине, ее природе) и принадлежности к нему; о мире; (планете Земля), многообразии стран и государств, населения, природы планеты о мире. Участвует в конкурсах по краеведению, экологических акциях Беседа

Конкурсы

Экологические акции

2 раза в год Воспитатель
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умение работать по правилу

умение работать по образцу

умение слушать взрослого

умение выполнять инструкции взрослого

диагностика 1 раз в год Педагог-психолог
Наблюдение 1 раз в год Педагог-психолог

Воспитатель

Овладевший необходимыми умениями и навыками У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Подробно диагностический инструментарий представлен в пособии «Мониторинг в детском саду».

(Как работать по программе «Детство»)

2 раза в год Воспитатель

Специалисты

Итоги освоения содержания образовательной области «Физическая культура»

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок гармонично физически развивается, его двигательный опыт богат.
  • Результативно, уверенно, мягко, выразительно и точно выполняет физические упражнения. В двигательной деятельности успешно проявляет быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость.
  • Проявляет элементы творчества в двигательной деятельности: самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физи­ческих упражнений и игр, через движения передает своеобразие конкретного образа (персонажа, животного), стремится к неповто­римости (индивидуальности) в своих движениях.
  • Проявляет постоянно самоконтроль и самооценку. Стремится к луч­шему результату, осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом, стремится к физическому совершен­ствованию, самостоятельному удовлетворению потребности в двига­тельной активности за счет имеющегося двигательного опыта.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья. В двигательной деятельности затрудняется в проявлении быстро­ты, ловкости, выносливости, силы и гибкости
  • Ребенок допускает ошибки в основных элементах сложных физи­ческих упражнений. Слабо контролирует выполнение своих дви­жений и движений товарищей, затрудняется в их оценке.
  • Допускает нарушение правил в подвижных и спортивных играх, чаще всего в силу недостаточной физической подготовленности. Не проявляет стойкого интереса к новым и знакомым физическим упражнениям, избирательности и инициативы при их выполнении

Образовательная область «Здоровье»

Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Здоровье как жизненная ценность. Правила здорового образа жизни. Некоторые способы сохранения и приумножения здоровья, профилактики болезней, значение закаливания, занятий спортом и физической культурой для укрепления здоровья. Связь между соблюдением норм здорового образа жизни, правил безопасного поведения и физическим и психическим здоровьем человека, его самочувствием, успешностью в деятельности.

Некоторые способы оценки собственного здоровья и самочувствия, необходимость внимания и заботы о здоровье и самочувствии близких в семье, чуткости по отношению к взрослым и детям в дошкольном учреждении.

Гигиенические основы организации деятельности: необходимость достаточной освещенности, свежего воздуха, правильной позы, чистоты материалов и инструментов и т.п.

Организация опыта освоения образовательной области «Здоровье»

Что осваивают дети

Педагог создает условия для проявления детьми здоровьесберегающей компетентности, инициирует самостоятельность и актив­ность детей в здоровьесберегающем поведении, в соблюдении куль­турно-гигиенических навыков.

Вовлекает детей в решение разнообразных проблемных игровых и практических ситуаций, в которых дети применяют накопленный опыт, умения и навыки здоровьесбережения: как оказать первую по­мощь, как заботиться о своем организме.

В беседах с детьми педагог углубляет представления о здоровье и здоровом образе жизни, значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики, необходимости активного пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья. В увлекательной, нагляд­но-практической форме педагог обогащает представления детей об организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания), его потребностях, способах ухода за ним, о предупреждении травматизма.

В совместной проектной деятельности педагог предлагает детям создать наглядные пособия (модели, плакаты, макеты, колла­жи), позволяющие закрепить представления об основах здорового об­раза жизни.. В рамках дли­тельных проектов старшие дошкольники участвуют в создании полезных подарков для детей других групп детского сада педагог обсуждает вместе с детьми и организует выставки дет­ских или совместно подготовленных с родителями коллекций:

Дети знакомятся со стихами, пословицами, поговорками о здоро­вье, закаливании, гигиене, культуре еды.

Педагог организует встречи детей с людьми, чьи профессии связа­ны с охраной и укреплением здоровья (врач, медсестра, массажист). Проводит тематические конкурсы, соревнования с участием детей и родителей на темы укрепления здоровья («Папа, мама, я — спортив­ная семья», Дни Здоровья, тематические мероприятия)

Итоги освоения содержания образовательной области «Здоровье»

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок имеет представление о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его.
  • Знает о некоторых внешних и внутренних особенностях строения тела человека и необходимости охраны своего здоровья.
  • Знаком с правилами здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, правила гигиены, занятия физкультурой и спортом, закаливание).
  • Обладает представлениями о полезных и вредных привычках; о поведении во время болезни (необходимость приема лекарств, вы­полнения рекомендаций врача и пр.).
  • Умеет обслуживать себя и пользоваться полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть уши, причесывать волосы и т. п.).
  • Способы определить состояние своего здоровья (здоров или болен), назвать и показать, что именно болит, какая часть тела, орган.
  • Выполняет правила культуры еды (сидеть спокойно, аккуратно пережевывать пищу, не торопиться, не говорить с полным ртом, правильно пользоваться вилкой и ножом, салфеткой и т.д.); раз­личает полезные и вредные для здоровья продукты питания.
  • Умеет делать простейшую дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз; выполняет физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, делает зарядку.
  • Оказывает элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать ее, приложить холод к ушибу, обратиться за помощью к взрослому).

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ребенок проявляет несамостоятельность в выполнении культурно- гигиенических процессов; к началу обучения в школе не овладел основными культурно-гигиеническими умениями и навыками.
  • Не имеет привычки к постоянному выполнению культурно-гиги­енических навыков. Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, элементарные правила здорового образа жизни только при напоминании взрослого.
  • Проявляет равнодушие по отношению к больному члену семьи, к заболевшему сверстнику.

Образовательная область « БЕЗОПАСНОСТЬ»

Ребенок осваивает опыт безопасного поведения в окружающем мире. Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Правила и способы безопасного поведения в быту, природе, на улице, в городе, в общении с незнакомыми людьми. Правила обраще­ния с электроприборами.
Приемы оказания элементарной первой помощи при травмах, ушибах, первых признаках недомогания. Правила обращения за помощью в опасных ситуациях, номер телефона вызова экстренной помощи.
Правила безопасной организации индивидуальной и совместной деятельности детей.

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

педагог инициирует самостоятельность и активность детей в соблюдении норм и правил безопасного поведения. Вовлекает детей в решение разнообразных проблемных игровых и практических ситуа­ций, в которых дети применяют накопленный опыт безопасного по­ведения: как оказать первую помощь, когда необходимо проявить ос­торожность и осмотрительность в действиях, как правильно обращать­ся с острыми предметами, как вести себя по отношению к незнакомым людям, что делать при пожаре и т. п.

В беседах с детьми педагог углубляет представления о безопас­ном поведении, ситуациях предупреждения травматизма, принятия мер предосторожности. Использует детскую художественную литера­туру для закрепления представлений о безопасном поведении, привле­кает детей к анализу поступков литературных героев, причин, вызвав­ших опасные для жизни ситуации. Дети заучивают рифмованные стро­ки о правилах безопасности в быту и на улице.

В совместной проектной деятельности педагог предлагает детям создать наглядные пособия (модели, плакаты, макеты, коллажи), позво­ляющие закрепить представления о правилах безопасного поведения. Предлагает придумать и вместе изготовить настольно-печатную игру на тему правил дорожного движения. Можно изготовить макеты комнаты, кухни, где с помощью игровых персонажей разыгрывать ситуации опас­ного и безопасного поведения в быту, обращения с инструментами, электроприборами. Дети участвуют в обыгрывании вариантов правиль­ного поведения в различных опасных ситуациях. В рамках длительных проектов старшие дошкольники участвуют в создании полезных подар­ков для детей других групп детского сада («Энциклопедия безопаснос­ти», «Правила безопасности в картинках и рисунках»), участвуют в соревнованиях по поисково-спасательным работам «ПСР-чик», «Малышок».

Педагог организует встречи детей с людьми, чьи профессии связаны с безопасностью (спасатель, врач, пожарный).

Проводит тематические конкурсы, соревнования с участием детей и родителей на темы безопасности

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок имеет представление о том, что такое безопасное поведе­ние, понимает, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе.
  • Соблюдает правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале.
  • Правильно пользуется потенциально опасными бытовыми предме­тами под присмотром взрослого.
  • В совместной деятельности с детьми в детском саду и на улице соблюдает правила безопасного поведения; учитывает настроение, эмоциональное и физическое состояние партнеров по совместной деятельности.
  • Ребенок владеет основами безопасного поведения: знает, как по­звать на помощь, обратиться за помощью к взрослому; может объ­яснить, какую получил травму, что поранил, ушиб, где болит; знает свой адрес, имена родителей, их контактную информацию; избе­гает контактов с незнакомыми людьми на улице; различает неко­торые съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, проявляет ос­торожность при встрече с незнакомыми животными; соблюдет пра­вила дорожного движения; поведения в транспорте.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ребенок не соблюдает правила безопасного поведения в быту, на улице (дорожные правила), в природе, в общественных местах (транспорте, магазине, на улице, в метро).
  • Часто ведет себя неосторожно по отношению к сверстникам (тол­кается, замахивается палкой, бросается песком, камнями), прояв­ляет неосмотрительность при общении с животными.
  • Охотно вступает в контакт с незнакомыми взрослыми, проявляет готовность прогуливаться с незнакомыми людьми, откликается на предложение пойти посмотреть вместе что-то интересное и прочее.

Литература

  1. Приказ Минобрнауки России № 655 от 23.11.2009 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», регистрационный номер № 16299 от 08.02.2010 года Министерства юстиции РФ.
  2. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания и их интеграция. — «Дошкольное воспитание», №7, 2010 год.
  3. Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Планирование образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с ФГТ – «Дошкольная педагогика», № 8 , 2011 год.
  4. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Первая младшая группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  5. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Первая младшая группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  6. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Вторая младшая группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  7. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Вторая младшая группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  8. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Средняя группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  9. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Средняя группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  10. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Старшая группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  11. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Старшая группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  12. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Подготовительная группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  13. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Подготовительная группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

Модель взаимодействия специалистов и воспитателей

Линии развития ребенка Область

формы, методы работы

Участники взаимодействия
Физическое развитие область «Физическая культура»
— утренняя гимнастика, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна

-ОДА на прогулке

— подвижные игры

— музыкально — ритмические движения

Воспитатели групп

Инструктор по физкультуре

Муз. руководитель

-ОРУ

-физкультурные развлечения, праздники

— дни здоровья

— физкультурные занятия

-физкультурные занятия с нетрадиционным оборудованием,

-нетрадиционные занятия физической культурой

-эстафеты, соревнования ( внутришкольные, районные, городские, всероссийские), Олимпийские игры (зимние и летние )«Олимпионик»,

— туристские прогулки, экскурсии, походы

— индивидуальные маршруты физического развития

Клуб «Рюкзачок»

Воспитатель, инструктор по физкультуре

Родители

педсостав

-контроль за проведением физкультурных занятий Ст. м/с

Старший воспитатель

область «Здоровье»
-игры на снятие психомышечного напряжения; телесно — ориентированные игры, упражнения; познавательные занятия (игровые, комплексные, интегрированные, путешествия)

-релакс-минутки, физкультминутки

-психогимнастика

-ЛФК

_коррегирующие упражнения

— оздоровительный бег

-закаливающие и профилактические мероприятия

Воспитатели групп

Педагог-психолог

Инструктор по ФК

— беседы о здоровье, Учитель-логопед
-дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика

-«Веселые разминки» (комплекс дыхательной гимнастики и физических упражнений под чтение стихотворных текстов, физкультминутки)

Воспитатели групп

Учитель-логопед

— минутки тишины, минутки шалости; закаливающие процедуры Воспитатели групп

Ст. м/с – контроль за проведением закаливающих процедур

— валеологические беседы

— дидактические и развивающие игры валеологической направленности

Воспитатели групп

Инструктор по физкультуре

Ст.м/сестра

— дни здоровья

-ЛФК

-летние спортивно-оздоровительные лагеря

— коррегирующие упражнения

-закаливание естественными силами природы (солнце, воздух, вода)

Инструктор по физкультуре

Воспитатели групп

Муз. руководитель

Педагог-психолог

Ст.м/сестра

— родительские собрания

— клубы «Рюкзачок», «Семейные традиции», «Давай поговорим»

— конференции

— консультации для родителей

— тематические вечера

— ПМПк

— оформление информационных стендов

Инструктор по физкультуре Воспитатели групп

Муз. руководитель

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Ст.м/с

Зам по ВМР

— НОД с участием родителей Инструктор по физкультуре

Воспитатели групп

Муз. руководитель

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Ст.м\сестра

Социально – личностное развитие область «Безопасность»
-валеологические беседы

— познавательные занятия (игровые, комплексные, интегрированные, путешествия)

— физкультурные развлечения на соответствующую тематику

-соревнования по поисково-спасательным работам «ПСР-чик», «Малышок»

-беседы « Зеленая аптека», «Техника безопасности в пути», «Первая доврачебная помощь»

Воспитатели групп

Инструктор по физкультуре

Ст.м/сестра

родители

-театрализованные представления, развлечения на соответствующую тематику Воспитатели групп

Муз. руководител

 

Файлы для загрузки